Вежливость или низкая самооценка: слова с нежелательным подтекстом

Елена МатвийчукНовости

Вежливость, бесспорно, — хорошее качество, но чувство меры важно и в этом вопросе. Некоторые слова, к которым мы привыкли, говорят собеседнику не о хороших манерах, а о заниженной самооценке

Быть вежливым просто необходимо, но употреблять слова, предписанные этикетом, сверх меры, не стоит. И дело не только в том, что излишне вежливые люди раздражают собеседника не меньше, чем невежды. Иногда вежливость может навредить, показывая, что человек не очень уверен в себе и своих силах, недооценивает свою значимость, боится чего-то. Предлагаем список из слов вежливости, с которыми нужно быть начеку.

Можно?

Маленьких детей учат, что без разрешения взрослых они не могут делать множество вещей. Это соображения безопасности. Но дети вырастают, а привычки остаются. И если фраза «Можно одолжить Ваш карандаш?» звучит нормально, то робкие «Можно войти?», «Можно посмотреть меню?» лучше заменять фразами: «Я войду?», «Покажите, пожалуйста, меню».

Спасибо

Это прекрасное слово для выражения благодарности. Но человек, который повторяет его много раз подряд, использует для завершения каждого разговора, выглядит не очень убедительно.

Не могли бы Вы?

В вопросе, который начинается с такой привычной фразы, кроется ответ, и он не на пользу того, кто озвучивает просьбу. Исправить ситуацию легко, достаточно убрать частицу «не» и сказать «Могли бы Вы?».

Не помешаю? Не отвлекаю?

Такие слова часто употребляют в начале разговора, звоня по телефону или открывая дверь кабинета. Человек, который их говорит, показывает, что он ценит чужое время. Но на самом деле, фраза уменьшает значимость дела, с которым он обращается. Лучше спросить: «У Вас сейчас есть возможность говорить?», а если время встречи оговорено заранее, лучше избегать таких предисловий.